А как всё начиналось...
Прежде всего следует сказать о дате открытия школы. Мы традиционно, отмечая 80-летие, 90-летие школы, отчет вели от времени образования школы — 1897 год. Однако есть еще одна дата- 1893 год. Эти данные мы получили из глазовского архива, готовясь к 90-летию школы. Но поскольку все по традиции привыкли считать 1897 год — годом рождения школы, менять ничего не стали.
Гординская школа образована за 20 лет до революции. К сожалению, мы не можем документально подтвердить, кто и когда ее открыл, кто были первыми учениками. Нам лишь известно, что первые занятия проводились в доме Егора Егоровича Гордина. Дом состоял из двух половин. В одной обучались дети, а в другой квартировали учителя. Первой учительницей была Вера Николаевна. Затем в этой школе учили детей Феодосий Александрович, Лариса Михайловна. Помнят старожилы и учительницу Валентину Павловну. Она была попадьей. Во время гражданской войны, при отсутствии белых, Валентина Павловна вместе с мужем покинули наше село и уехали в Сибирь. Там муж ее умер, она же с двумя дочерьми возвращается в Гордино и продолжает учительствовать.
Школа в предреволюционный период была земской, четырехгодичной. Обучение велось на средства земства. В России эти школы сыграли важную роль в распространении грамотности и начального образования.
Многие из тех, кто закончил земскую четырехгодичную школу, стремились продолжить свое образование в других учебных заведениях. Нам известно, что среди первых учеников нашей школы были Леонид Алексеевич Горшков и Илья Тихонович Харин. Возможно, что имя Л.А. Горшкова мало кому известно, даже гординцам. Ведь он обучался в нашей школе с 1913 по 1917 год. Затем он закончил с отличием Афанасьевскую школу. Поступил в Кировский пединститут. Однако свою судьбу связал не с педагогической, а с научно-исследовательской работой по изучению торфяников. Этому делу он посвятил всю свою жизнь. Своей цели — стать высокообразованным человеком — Горшков добился. Он кандидат сельскохозяйственных наук. А у истоков его образования стояла Гординская школа. Вот что он о ней вспоминает: " О школе осталось много впечатлений. Была она четырехклассной. Много народу училось до Рождества. В основном учились только, чтобы уметь расписываться. Ученикам было и по 9 лет, и по 15, и по 18. На четыре класса была одна учительница. Звали ее Лариса Михайловна. Она должна была занять всех делом, знала, как обращаться с детьми разного возраста. Могла и наказать за непослушание (обычно ставили в угол или оставляли после уроков).
Тяжело было в материальном отношении. Обуты были в лапти, кушали черный хлеб, паренки, картошку. Однако, сказать, не так-то уж плохо учились. У нас была школьная доска. Писали мелом. Из предметов основными считались арифметика и чистописание. На уроках использовался наглядный материал, в основном таблицы.
По субботам и воскресеньям мы были отданы под руководство священника. Он с нами учил молитвы. Это "Отче наш", "Богородица" и другие.
Сдавали и экзамены. Экзаменаторами были учитель и священники".
Вот такой была школа в те далекие времена. Вместе с Горшковым Л.А. учился Харин И.Т. Этого человека еще помнят и знают многие. И не только в нашем селе, но и в районе. О судьбе Ильи Тихоновича мы более подробно узнали из его письма, которое он написал Горшкову в 1950 году из Нижнего Новгорода: " 11 марта, 1950 год. Здравствуй, мой дорогой Леня! Письмо и фотокарточки получил, за что сердечно благодарю. Я бесконечно рад и описать об этом не в силах. Не думал я, что мне придется на 47-м году своей жизни учиться, но меня заставили (обком). Желание учиться у меня всегда было большим, но, несмотря на это, по ряду обстоятельств я не имел возможности получить образование. То, которое я приобрел в Афанасьеве в 1917 году, это не образование, а недоразумение. (Дело в том, что Л.А. Горшков и И.Т. Харин после окончания Гординской школы учились один год в Афанасьевском двуклассном училище). И вот с таким уровнем знаний я и работаю. В 1919 году работал в продовольственной комиссии в с. Гордино, с 1920 по 1924 — секретарем Гординского волисполкома. С 1924 по 1929 — зав. волфинчастью этой же волости, с 1929 по 1930 — зав. райфинотделом (в Афанасьеве). С марта 1930 по июль 1932г. - председатель Силятской (Гординской) сельхозкоммуны. С июля 1932г. по ноябрь 1933 г. - председатель Гординского сельсовета. С ноября 1933 года работал в аппарате райкома партии (в Афанасьеве). С 1 сентября 1949 года учусь в партшколе".
Мы познакомились с судьбами двух выпускников школы. Путь их начинался в самое трудное время: в стране был голод, шла война, но впереди была Октябрьская революция, которая внесла немало изменений в жизнь школы.
Октябрьская революция 1917 года внесла немало изменений в школьную систему образования. Коснулись они и села Гордино. Для занятий был изъят поповский дом (во время войны он сгорел). Школа была четырехклассной. Кроме того, по деревням организовывались ликбезы. В 1932 году открылись 5-6 классы. Они разместились в здании Гординского волостного правления (здание сохранилось по сей день). В 1936 году был открыт 7 класс, который выпустился в 1937 году. Выпуск состоял из 30 человек: из В-Лемана, В-Камья, Сергино, Гордино. Среди первых выпускников были Дмитрий Иванович, Николай Иосифович, Петр Иванович Гордины, Надежда Емельяновна Лучникова, Александра Васильевна Емандыкова и другие.
Занятия велись и в вечерней школе, в ней занимались ученики, которые давно уже вышли из школьного возраста. В числе таких учеников была и Александра Петровна Гордина, которая живет в нашем селе. В школе она обучалась с 1936 по 1937 год. Именно она помогла нам восстановить материал по истории школы.
В 1938 году была построена новая школа. На следующий год школа стала средней, в ней открылся 8 класс, в котором обучалось более 30 человек. В 1940 году часть учеников перешла в 9 класс и в июне 1941 года первые 12 человек окончили школу. Вот они: Зоя Васильевна Бузмакова, Николай Васильевич Гордин, Петр Александрович Гордин, Евдокия Яковлевна Бузмакова, Нина Михайловна Симонова, Августа Васильевна Мельникова, Вера Алексеевна Селукова, Анна Ивановна Савина, Иван Павлович Варанкин, Геннадий Павлович Варанкин, Михаил Романович Некрасов, Матвей Харин.
Судьба этих выпускников необычна. Сразу же после выпускного вечера П.А. Гордин и Н.В. Гордин уходят на фронт добровольцами. Оба после Победы вернулись домой. Николай Васильевич был замечательным человеком, прекрасным руководителем колхоза «Рассвет» (в будущем совхоз «Гординский»). Петр Александрович долгое время работал учителем истории в нашей школе. Его ученики живут во всех уголках стран СНГ. К сожалению, сегодня их нет с нами, но они всегда будут в наших сердцах. Вечная им память!
В этом же выпуске училась и Зоя Васильевна Бузмакова (Шуклина). Она также посвятила свою жизнь детям. Это был добрый, отзывчивый, замечательный человек! Сотни учеников благодарны ей за то, что она ввела их в страну Знаний.
Годом позднее, в выпуске 1942 года, училась Валентина Михайловна Некрасова. Она, как и Зоя Васильевна, всю жизнь посвятила нелегкому педагогическому труду. В настоящее время проживает в д. Васёнки Гординского поселения. Сколько сил, труда, здоровья вложили эти женщины в воспитание подрастающего поколения. Надо учесть и то, что трудовую деятельность они начинали тогда, когда шла война. Ведь, несмотря на все трудности школа жила и работала. Во время войны директором школы был Евлампий Михайлович Черанев. Вот что написал нам в письме выпускник школы Михаил Иванович Варанкин: «Моя учеба совпала с военными годами, поэтому в школе были сильно поставлены трудовое обучение, а также военно-патриотическое воспитание. Изучали военное дело, преподавали военруки из военкомата, встречались с раненными военнослужащими».
Отправляли наши ребята и посылки на фронт. Одна из таких посылок попала в ту часть, где служил Петр Александрович Гордин. Бойцы и командиры этой части послали письмо ученикам Гординской школы, благодарили за заботу и внимание. Вот цитата из письма: «Сегодня мы получили ваш скромный, но очень близкий нашему сердцу подарок. Ваше желание о быстром уничтожении злейшего врага — фашизма будет исполнено». Здесь и сообщается о том, что за мужество и отвагу, проявленные в жестоких боях, славному земляку, бывшему ученику Гординской школы, гвардии сержанту Гордину П.А. вручен орден Отечественной Войны II степени.
Мы гордимся нашими выпускниками. Гордимся теми, кто сражался на фронтах Великой Отечественной, кто пал смертью храбрых, защищая Родину, кто трудился и трудится, славя имя своей родной школы.
Помнят родную школу
Окончилась война. Закончились беды и страдания народа. Люди праздновали Победу. Вместе со всеми радовались этому событию гординские ученики и учителя. Нелегко жилось школе в то время. На полях колхозов не хватало рабочих рук, потому на подмогу приходили дети. В свободное от уроков время они пахали, сеяли, боронили, жали, по ночам молотили зерно, а утром шли в школу, чтобы учиться. Бывало и так, что дети засыпали на уроках после долгого и изнурительного труда. Особо следует сказать огромное спасибо учителям, которые, несмотря на все трудности жизни, не отступали от своих главных целей – дать знания детям, воспитать настоящих людей.
Директором школы в послевоенное время была Антонина Вениаминовна Гордина. Вместе с нею трудились Петр Дмитриевич Некрасов, Нина Евлампиевна Черанева, Зинаида Владимировна Козырева, Валентина Петровна Крашникова, Аполлинария Михайловна Харина, Мария Ивановна Гордина, Фаина Ивановна Кладова, Нина Федоровна Полушкина, Петр Александрович Гордин, Александр Федотович Ичетовкин, Николай Ефимович Халдеев, Ираида Ивановна Нижегородова, Василий Агафонович Шуклин, Зинаида Дмитриевна Иванова и другие.
С 1948 года директором школы стал Александр Федотович Ичетовкин. Он был направлен в Гординскую школу после окончания института учителем физики и математики. Ему с первого дня работы дали почти двойную педагогическую нагрузку. От Александра Федотовича мы получили письмо. Он живет в Перми. Бывший директор школы так пишет о тех годах: «До сих пор хорошо помнятся первые уроки, первое классное руководство… Период работы в Гординской школе мне запомнился на всю жизнь, так как дал хороший урок для будущей работы».
И не только Александру Федотовичу школа дала Жизненный урок, она дала урок для тех десятков учителей, которые начинали свой трудовой путь в стенах Гординской школы. Она дала жизненный урок и для учеников, которые здесь учились. И до сих пор ученики и учителя, чья судьба была связана с нашей школой, шлют письма с воспоминаниями о школе тех лет. Вот одно из таких писем. Оно пришло к нам от ученицы, которая закончила школу больше 60 лет назад. Это выпускница первого десятого класса, который был выпущен в 1956 году. Ведь до этого школа была семилетней. Вот что она написала.
_________
«Я, Макарова Зоя, училась в Гординской школе с 1953 по 1956 год. До 1953 года школа была семилетней. В 1953 году мы пошли учиться в 8 класс. Итак, мы стали первообразователями школы-десятилетки. Помню, что учиться было трудно. Интернатов не было, жили по квартирам. За квартиру не платили, но всю физическую работу по дому выполняли сами: копали картошку, пилили и кололи дрова, мыли пол, носили воду. Кроме того, сами готовили еду. Хлеб покупали в магазине, а чтобы купить буханку хлеба, вставали в очередь в 6 часов утра. Таким образом, на уроки времени оставалось мало, света не было, уроки учили при лучине или лампе. На квартире нас было 5 девочек, поэтому уроки готовили, где придется: на лавке, за столом, на полу, на русской печке. Я очень любила участвовать в концертах. У нас многие хорошо пели, особенно Иван Гордин и Тамара Ивановна Гордина.
Запомнился мне и такой случай. Пришли мы в школу, а мороз был 40 градусов. И нас заставили пилить и колоть дрова для школы. Я пилила дрова с Саней Макаровой, а колол их Дмитрий Гордин. Мы заняли первое место. После заготовки дров писали контрольную работу по математике. Вот так мы учились.
Классным руководителем у нас была Евгения Ивановна Поздеева. По физике учил Михаил Иванович Варанкин, по истории – Федот Николаевич Макаров, по русскому языку – Фаина Ивановна Кладова, а затем Дарья Афанасьевна Макарова, по алгебре и геометрии – Анна Ефимовна Гудовских, по географии – Нина Федоровна Полушкина, по немецкому языку и психологии – Леонид Иванович, по астрономии - Юрий Николаевич, по физкультуре Галина Николаевна, по физике – Владимир Александрович и Людмила Александровна.
Класс у нас был хорошим. Никто ни от каких дел, ни от каких поручений не отказывался. Желаю всем мальчишкам и девчонкам хорошо учиться. Большое спасибо за то, что не забыли нас».
__________
Вот так жила школа в те послевоенные годы, сороковые и пятидесятые. Кто-то из выпускников школы покинул родной край, а кто-то до сих пор живет и трудится на Гординской земле.
Но тех, кто уехал, и тех, кто остался на своей малой Родине, объединяет то, что все они любят и помнят родную школу, своих учителей, одноклассников, друзей, ибо никакие года, никакое время не может стереть из памяти человека самое прекрасное – школьные годы.